Подпишитесь на ежедневную
рассылку новостей

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Мы используем куки, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт
OK
Статьи | Фудтех в России

Александр Авдеев, CEO Broniboy: Как меняется рынок доставки из ресторанов и магазинов и чего ждать его участникам в 2024 году

Интервью

Что происходило на рынке доставки в 2023 году?

Главной проблемой рынка стало снижение потребительского спроса — в условиях нестабильной экономической ситуации люди урезают свои расходы во всех сферах. Очевидно, что в такой ситуации потребители с большим интересом следят за различными промо-акциями, которые помогают экономить.
Но что касается онлайн-продаж продуктов, то здесь мы видим положительную динамику: за первый квартал 2023 года продажи выросли на 24,5%, по сравнению с таким же прошлогодним периодом. Сервисы доставки развиваются и охватывают все больше населенных пунктов.

Выручка в сфере доставки продуктов значительно выросла у ведущих игроков рынка («СберМаркет», «Яндекс», «ВкусВилл») и крупнейших ретейлеров (например, X5 Group). В то же время доставка готовых рационов в прошлом году испытала кризис, и некоторые компании (Prime, Simple Kitchen, Juicy-food) даже были вынуждены свернуть это направление. Но «выжившие» бренды вернули свои обороты и даже нарастили их — по прогнозам, к концу года они смогут увеличить выручку на 5-15%.

В сфере доставки из ресторанов, пока тоже все стабильно — летом объем заказов традиционно увеличился, их количество в июне 2023-го было на 61% больше, чем в тот же период в 2022-м. Но при этом на 5% снизился средний чек. Впрочем, доставка всегда была для ресторанов в первую очередь способом повысить лояльность, а не каналом для заработка. Поэтому увеличение числа заказов можно считать позитивной тенденцией, не беря во внимание средний чек.

Если говорить о географии пользователей, то ожидаемо большая часть заказов (40%) приходится на Москву и область. Это связано и с более высокой платежеспособностью населения, и с развитием сервисов доставки, которые в основном базируются в столице. Но уже сейчас наблюдается тенденция роста рынка в сторону регионов. Столичный рынок перегрет, масштабов для развития здесь не предвидится, и большая часть заказов приходится на крупнейшие агрегаторы («Яндекс», «СберМаркет»), с которыми сложно конкурировать. А в регионах пока еще есть перспективы — тем более, что платежеспособность там тоже растет.

Какие изменения на рынке доставки стали ключевыми?

Растущая роль маркетплейсов
Одним из главных игроков в e-grocery стали маркетплейсы, которые раньше занимались преимущественно непродовольственными товарами. Например, через OZON можно заказать продукты из «Ленты», и их доставят в течение часа. Примечательно, что опция доступна не только в столице, но и в регионах. Также крупные маркетплейсы сейчас имеют и собственные склады для продуктов — в основном, это товары с долгим сроком хранения: бакалея, консервированные продукты, сладости и т.д. За счет всего этого доля маркетплейсов в сфере доставки продуктов в первом квартале 2023 года выросла на 4,7%, составив 21,5%.
Изменения в маркетинговой стратегии
На развитии рынка значительно сказалась экономическая ситуация и снижение потребительского спроса. Как мы уже отметили, потребители стали больше следить за различными акциями и промо (например, на сайтах-купонаторах) — по данным исследований, 20% клиентов заказывают онлайн именно с целью сэкономить, ожидая более выгодную цену и бонусы. Поэтому, чтобы сохранить клиентов, сервисы доставки вынуждены тратить больше денег на маркетинг, даже если это экономически нецелесообразно.

Так, например, клиенты негативно относятся к платной доставке, и с большей вероятностью выберут именно ту компанию, которая доставит продукты или еду бесплатно. Поэтому и агрегаторы, и сами магазины, и рестораны вынуждены отменять плату за доставку, хотя это идет им в минус.
Поиск новых каналов коммуникации
В прошлом году мы лишились нескольких привычных каналов коммуникации. Да, в Instagram и Facebook (являются запрещенными в РФ организациями) все еще можно делать посты обходными путями, но количество активных пользователей из России там резко снизилось, а рекламу в этих соцсетях, как и в Google, запустить сейчас невозможно. Приходится осваивать другие каналы связи — например, чат-боты в Telegram.

Непростая ситуация сложилась и на мобильных сторах — AppStore и Google Play удаляют российские приложения, поэтому сейчас нельзя делать этот канал связи главным. Альтернативой стала PWA-технология, которая позволяет сайту работать как приложение и даже создавать соответствующую иконку на экране смартфона.

Какие проблемы ждут рынок доставки в ближайшее время?

Пересыщение столичного рынка
Московский рынок доставки и так был самым развитым в стране, а во время пандемии он вырос глобально. По исследованиям аналитиков, к концу 2022 года на Москву и Подмосковье приходилось около половины рынка. Своя доставка здесь работает и у сетевого ритейла («Вкусвилл», Х5 Group, «Магнит»), и у маркетплейсов (OZON), и у многопрофильных холдингов («Яндекс», «Сбер»). Большинство московских ресторанов или сами доставляют еду клиентам, или пользуются услугами агрегаторов. Таким образом, стартапам в фудтехе территория Москвы и Подмосковья не принесет прибыли.

Санкт-Петербург приближается по уровню востребованности доставки к Москве, и эта тенденция, скорее всего, не изменится в ближайшее время. Поэтому возможность роста сейчас есть только в регионах. Здесь есть и плюсы в виде перспектив, и минусы — придется изучать новые рынки и менталитет, конкурировать с местными производителями, искать подходящие маркетинговые каналы.
Пересмотр старых моделей сотрудничества
Рестораны и кафе уже давно стали жаловаться на высокие комиссии агрегаторов — например, «Яндекс» берет целых 35% с каждого заказа. В прошлом году заведения стали чаще переходить на собственную доставку. Но тут, конечно, палка о двух концах — комиссию платить не нужно, но на разработку собственного решения, форму и зарплату курьерам придется серьезно потратиться.

Как вариант — использовать готовое IT-решение и создать на его основе свое приложение для доставки, а вместо собственной курьерской службы выбрать почасовой найм.
Нехватка качественных курьеров
В прошлом году мы «пережили» две массовых волны эмиграции россиян. По официальным данным, только в сентябре-октябре страну покинуло около 700 тыс человек. Конечно, не все из уехавших работали курьерами, но большинство из них были молодые люди без серьезных проблем со здоровьем (иначе эмигрировать было бы тяжело) и имеющие удаленную работу или разовые подработки. В перспективе такие люди как раз и могли бы работать или уже работали в курьерской службе. Также в связи с нестабильностью из страны уехало множество трудовых мигрантов — а именно они составляли немалую часть курьерского штата, особенно в Москве и Подмосковье.

Сам бизнес, к сожалению, тоже подливает масла в огонь. Из-за попыток оптимизации бюджета компании сокращают зарплаты курьеров, повышают KPI и вводят новые штрафы. Так, в активисты профсоюза «Курьер» в прошлом году заявили, что после поглощения Delivery Club «Яндексом» работники стали получать на 20% меньше. «Яндекс» поспешил опровергнуть это мнение, но эта ситуация значительно уменьшила привлекательность профессии курьера.

Отток курьеров действительно был, но сейчас сотрудникам уже никто не режет зарплаты. Сейчас оплата услуг курьера выросла в 1,5 раза. Происходит это в том числе потому, что большие игроки чувствуют серьезную нехватку кадров на рынке и через увеличение оплаты привлекают кандидатов из других сфер деятельности.

Какие прогнозы на будущее российского рынка доставки?

Пока не стоит опасаться, что спрос на доставку продуктов снизится. Даже после экономических пертурбаций в прошлом году рынок доставки еды сохранил свой рост. Скорее всего, люди будут уделять больше внимания маркетинговым акциям и программам лояльности, но интерес к доставке продуктов не угаснет.

«Пережив» утрату доступа к международным IT-технологиям, российские бизнесы уже приспособились к новым условиям. Отечественные решения вполне можно использовать для развития фудтеха, поэтому в данном направлении тоже ожидается подъем.

Все сегменты рынка доставки понемногу восстанавливаются после прошлого года. Даже доставка готовых блюд выходит из кризиса. Но все-таки появление крупных игроков и здесь, и в других сегментах маловероятно. Конкуренция в сфере очень высока, подавляющую часть продаж совершают крупнейшие холдинги, такие как «Яндекс» или «Сбер». А так как доставка — низкомаржинальный бизнес, то в условиях экономического кризиса глобальные перспективы не предвидятся. Выход для новичков — осваивать новые региональные рынки, где по тем или иным причинам еще не распространены крупнейшие агрегаторы.

Также не стоит исключать и появление на рынке других крупных компаний, которые пока специализируются на другом. Так, например, в сферу доставки еды не так давно зашел OZON. Возможны и коллаборации небольших компаний с лидерами рынка. Первым это даст узнаваемость и новых клиентов, а вторым — свежий ассортимент.

В целом, пока стабилизация рынка еще идет и крупных изменений не предвидится. В первую очередь, владельцы бизнесов будут думать об оптимизации бюджета и удержании клиентов. А значит, они станут уделять еще больше внимания покупательскому спросу. Сегодняшний покупатель тратит более обдуманно, чем пару лет назад, и представители рынка будут тщательно следить за его решениями. Например, увидев возросший спрос на доставку фаст-фуда, рестораны и ритейлеры уже поспешили расширить его ассортимент — шаурма появилась даже в «Азбуке вкуса».

Поэтому пока развитие отрасли зависит напрямую от потребителя. Но в целом прогноз положительный, развиваются новые сервисы и более выгодные модели сотрудничества — такие, как почасовой найм курьеров.